Лента новостей
  10:09 25 марта Дипломатия Microsoft в отношении Linux
Существует ли для Microsoft худший кошмар, чем мир, наводненный пиратскими копиями Windows?

В 2003 году Windows-пиратство за пределами США обойдется софтверному гиганту в десятки, а то и в сотни миллионов долларов — достаточно серьезная цифра, чтобы его руководство обратило на это пристальное внимание. Но и не смертельная для компании с годовым доходом в 28,4 млрд $.

Между тем у самой мощной компании всех времен есть гораздо худший кошмар: мир, наводненный копиями Linux.

Пусть пингвинистам и их братьям по убеждению из движения коллективной разработки ПО еще далеко до мирового господства, но они, несомненно, делают успехи. Тем временем несколько иностранных государств следуют по пути законодательного предписания использования ПО с открытым исходным кодом или бесплатного ПО там, где проприетарные системы не являются единственно возможным вариантом.

Можно понять, почему подобные вещи заставляют Билла Гейтса скрипеть зубами: если пустить дело на самотек, международное признание ПО open-source превратится в самую опасную угрозу безраздельной монополии Windows на рынке операционных систем с конца 90-х, когда Джанет Рено потащила Microsoft в суд.

В те нехорошие дни, когда Стив Баллмер произнес свою знаменитую речь с пожеланием вечных мук генеральному прокурору Соединенных Штатов, демонстрация плохих манер дорого обошлась Microsoft, и компания больше не хочет наступать на те же грабли. Поэтому Microsoft проявляет удивительный такт в своих отношениях с иностранными правительствами. В январе Microsoft анонсировала план предоставления им доступа к исходному году операционной системы Windows, чтобы заглушить волны open-source. Если принять во внимание то, как долго Microsoft отказывалась допускать к своему «секретному рецепту» посторонних, на что бы ни заканчивались их адреса e-mail — на .gov или на .com, — этот план кажется полной капитуляцией.

На самом же деле все наоборот.

Microsoft подчеркивает, что ее Government Security Program — лишь реакция на общую обеспокоенность безопасностью ее операционных систем. Поэтому программа позволяет правительствам изучить исходный код Windows 2000, XP, Server 2003 и CE. Они могут воспользоваться этим кодом и для создания собственных версий Windows, а также изучить документацию по средствам защиты, которую Microsoft обычно не раскрывает.

Но осуществляется эта программа с чрезвычайной осторожностью.

С одной стороны, это, конечно, чисто технологический вопрос: Microsoft помогает заказчикам решать обычные проблемы защиты и оценки расходов. Но есть кое-что еще. Иностранные правительства изучают вопрос диверсификации программного обеспечения в соответствии со своими национальными интересами. Возможно, Microsoft и хороший партнер, но все же это американская компания, так почему бы не сделать свою инфраструктуру программного обеспечения более диверсифицированной?

Китайцы особенно параноидно относятся к возможности присутствия в коде Windows секретных «лазеек», через которые правительство США сможет извлекать информацию из их компьютеров. Это похоже на бредовые фантазии, вызванные передозировкой MSG, — но с этим приходится считаться. Зато подозрения Пекина сразу рассеиваются, как только дело касается Linux и другого ПО с открытым исходным кодом, потому что заказчики могут наблюдать весь процесс его разработки.

В Microsoft нет ответственного за международную политику, но кому бы ни принадлежала эта идея, она очень дипломатична. Пока Microsoft по плану Government Security Program подписала соглашения с Китаем, Россией, НАТО и Соединенным Королевством и ведет переговоры еще более чем с 30 странами, территориями и организациями.

Судя по первой реакции, Microsoft набирает очки в глазах общественного мнения, развеивая опасения заказчиков по поводу закрытости кода. Однако надо сказать, что компании придется идти по очень тонкому льду. Гейтс или Баллмер могут захотеть нажать на местных чиновников (особенно в Китае), чтобы те активнее боролись с пиратством, но нельзя доводить до того, что они рассердятся и подпишут соглашение с каким-нибудь дистрибьютором Linux.

Потребуются месяцы, чтобы оценить, в какой степени эта инициатива повлияет на успехи open-source. Не исключено, что этого слишком мало и уже слишком поздно.

Источник: ZDNet News